ВЫПУСК 5(14) 2017

Качество жизни

Единственное, что определяет реальность
Тема качества жизни заявлена как центральная в журнале «Технологии Себя».
Что такое качество жизни?
Вопрос этот занимает умы в самых разных сферах, от экономики до медицины. Его учитывают и при планировании потребительской корзины, и в оценке остроты суставного синдрома. В медицине существует множество опросников по качеству жизни, целое поле исследований «HRQL» (health related quality of life). Можно даже сказать, что поворот от излечения болезней к качеству жизни – новая парадигма здравоохранения.
Действительно, возможность обращения к проблеме качества жизни – большое достижение общества, культуры.
Если она становится основной, значит, другие проблемы решены. Во всяком случае, вопрос выживания перед обществом уже не стоит. Теперь можно думать о коррекции врождённых или приобретённых дефицитов (например, протезирование), о реализации возможностей не данных природой (экстракорпоральное оплодотворение, увеличение груди) и даже о реализации культурно-обусловленных биологических потребностей (омоложение, смена пола, зачатие ребёнка гомосексуальными парами). Если отойти от детализации в каждой отдельной практической сфере, в чём состоит качество жизни и что значит «высокое» качество?
Ответ нужно искать в феноменальном, то есть, в области Я человека – в переживании, ощущении Себя каждый момент времени. В этой области находится окончательная мера, та, что в итоге единственно существует в реальности. Всё остальное лишь предпосылки, некие «объективные» характеристики, влияющие на, но не определяющие полностью итоговое переживание. Другими словами, физический дефицит и ограниченные возможности тела, которые априори должны снижать качество жизни, могут делать это меньше, чем, к примеру, скука и безделие богатого мажора, чьи личностные девиации и пороки развития не дают возможности свободно проживать свою жизнь.
От полностью здорового телом человека как будто следует ожидать максимально полного переживания своей жизни, высшего её качества.
Самый физически здоровый человек является человеком с ограниченными духовными возможностями
Но фактически люди здоровые телесно могут страдать значительно сильнее, чем люди с физическим дефицитом, и сопоставление здесь относительное. «Ограниченные возможности» могут относиться и к душевной, психологической сфере, и к сфере социальной. На уровне общества, пожалуй, даже самый физически здоровый человек является «человеком с ограниченными духовными возможностями», что проявляется неспособностью к полноценной коммуникации, проспективного принятия решений, соответствия запросам общества в большем или меньшем числе ситуаций.
Высокое качество жизни социальной – это не имущество и даже не власть; это даже не адаптированность к среде. Это способность конструировать среду вокруг себя, до той меры, до которой это в принципе возможно. Мирное сытое время, в отличие от войны, раскрывает социальную ущербность человека благодаря свободам, которые он имеет. В условиях дефицита, войны, чумы и других непреодолимых внешних сил, несвобода необходимости выживать суживает Я человека до узкого сектора, связанного с выживанием. В условиях изобилия ответственность остаётся за самим человеком.
В отличие от понятия здоровья, в том числе социального, измеряемого объективно, качество жизни понятие исключительно внутреннее.
В итоге всё сводится к тому, как человек переживает свою жизнь.
И если он находится в состоянии неудовлетворённости, испытывает злость и подобные негативные эмоции, если он совершает действия в ущерб другим людям, такое болезненное переживание Себя отбрасывает его на уровень качества жизни не сопоставимый с высоким. О чём же можно говорить, используя понятие «высшего» качества жизни? Более того, на обложке журнала я указываю «настолько высокого, что вы даже не представляете»… О чём речь?
В системе Технологий Себя высшее качество равнозначно свободе.
Свободе на каждом из уровней – физическом, психическом и социальном. А самое главное, в их свободном взаимодействии.
Физически высшее качество жизни предполагает достаточную адаптированность тела к среде, отсутствие у него болей и заболеваний. Биомедицина способна корректировать физическое страдание, с её развитием проблема физического качества жизни становится всё менее сложной. А когда станут доступны чудеса вроде искусственных органов чувств, полноценных протезов конечностей и купирования любой боли, проблема физического качества жизни окажется решена.
Психически высшее качество жизни предполагает широкий спектр доступных человеку способностей – психических функций. Среди них основные, конечно, эмоции. Их свободное движение, преобладание положительных эмоций и способность переживать отрицательные без ущерба для отношений с другими людьми, входят в критерии высшего качества жизни. Биомедицина, вероятно, здесь гораздо менее властна: пока протезировать интеллект и тем более эмоции нельзя.
Со стороны социального Я, погружённого в отношения с другими людьми, свобода означает умение находить контакт, понимать и принимать, прощать, выстраивать среду вокруг себя.
Отдельно я выделяю «культурный» компонент Я – погружённость в систему символов и знаков, которые дают переживание, не связанное напрямую с коммуникацией. Это взаимодействие со следами других Я, оставленными ими в форме застывших сообщений. Область культурной коммуникации на порядок шире социальной, а главное, объект коммуникации остаётся собой при контакте с нами. В отличие от контакта с другим человеком, изменяющимся непрерывно в ответ, пространство символов застыло, как памятник или аудиозапись, как картина – отпечаток духа художника, или фотография – законсервированное мгновение реальности.
Ключевое в высшем качестве жизни – свободное взаимодействие трёх уровней человека.
Тело есть инструмент, но не человек.
Самое главное, что такое взаимодействие, если оно свободно, однонаправленно. В статье «Свобода от» я указывал на необходимость освобождения от влияний тела как «животного» компонента Я, освобождения от преобладания его посылов, его требований.
Как дерево не должно расти кроной в землю, так человек не должен развиваться в сторону преобладания биологии.
Здоровый, свободный человек.
Но каждый делает выбор сам – и в этом суть природы человека: возможность выбирать.
Культура через переживание артефактов, сообщений других людей, даёт возможность сконструировать мир переживания, мир феноменального, такой, в котором человек будет жить, как в хорошем просторном доме. Не слишком большом – тогда в нём заведутся привидения, но позволяющем найти себе место по душе.
Высшее качество жизни предполагает свободу в обращении к культуре и с культурой, при этом минимальную долю биологического в таком отношении; и напротив, предполагает отношение культурного компонента человека к телесному как способствующего развитию, росту, улучшению. Тело есть инструмент, но не человек. Подобно балерине, растягивающей свои связки, человек-в-культуре ухаживает за своим телом, но всё же главное – это его символическая природа. Грациозные движения в балете невозможны без подготовки тела, но существуют они только с музыкой.

Почему же вы, возможно, не представляете, насколько высоко качество жизни, которому посвящён этот журнал?
Возможно, вы слишком погружены в проблемы, которых нет? В потребности, которые не нужны? В отношения, которые бесплодны? В устремления, которые определены не вами? Умеете ли вы проживать искусство словно путешествие в насыщенный мир эмоций и смыслов? Умеете ли вы управлять своими отношениями с реальностью так, чтобы они всегда были конструктивны? Можете ли вы испытывать восторг просто от того, что вот сейчас, в текущем мгновении вы живы, дышите, способны двигаться, видеть и слышать? Способны ли вы изменять своё психическое состояние, если оно неконструктивно в той или иной ситуации? Можете ли вы выбрать ту эмоцию, которую испытывать по отношению к ситуации сейчас оптимально?
Всё это входит в представление о высшем качестве жизни.
Возможность контроля без подавления, возможность проживания момента здесь и сейчас с сохранением ценности прошлого и устремлённости в будущее, возможность независимости от всего, что требует слишком много. По-видимому, по достижении достаточного качества жизни на уровнях биологии, психологии и общества появляется четвёртый компонент, чьё имя пока не устоялось в культуре и который не изучается наукой. Но он описан в текстах культуры на протяжении тысячелетий, и кто знает, может быть, его изучение начнётся в момент, когда наука перестанет существовать.