ВЫПУСК 29(НОЯБРЬ) 2017

Что такое психология

Дверной проём, иногда закрытый наглухо
Психология управляет миром. Учение о душе, об одушевляющей и оживляющей материальное тело субстанции, настолько универсально, что позволяет обобщать фундаментальные процессы жизни человека в культуре.
Психология изучает психические процессы и функции. Она изучает их безотносительно к социальным их приложениям. Точнее, она старается отделить социального человека от его высшей нервной деятельности, чтобы выделить рафинад, чистый экстракт души.
Предмет психологии — душа сублимированная, instant soul.
...совершить величественное самоубийство, направив пассажирский лайнер в скалу
Именно поэтому мир завоёван психологией, и можно говорить о 21 веке, посвящённом ей, с того момента, когда пилот компании Germanwings решил совершить величественное самоубийство, направив пассажирский лайнер в скалу. Душа: психические, аффективные процессы, недостаток медиаторов серотонина и дофамина в соответствующих отделах головного мозга привели к гибели ничего не подозревающих, не способных изменить ситуацию людей. И если на вопрос «есть ли Бог?» ответ люди искать уже устали, то «что такое судьба?» может быть отвечен однозначно. Это тонкое равновесие мотивационно-поведенческих компонентов высших нервных процессов, определяющих сокращения мышц, в сумме реализующихся в деятельность. Не обязательно твоих компонентов.
Так — с точки зрения психологии, завоевавшей мир.
Фундаментальность предмета делает психологию универсальным дискурсом — она обо всём, она всегда здесь. Словно робот, во всём похожий на человека, кроме его неповторимой биографии. Представьте взрослого человека без биографии, без Я. Он откликается на ваше обращение, отзеркаливает эмоции, тонко чувствует интонацию. Он знает всё на свете, во всём ориентирован, но у него нет своего Я, своего опыта, накопленного соответственно своему жизненному пути. Опыта, присоединявшего следующий момент к предыдущему в соответствии с устройством уже собранных моментов жизни.
Опыт человека создаётся тем, как переживание прошлого наделяет смыслом переживание настоящего.
Тогда то из настоящего, что значимо, добавляется к прежнему опыту и меняет его. А будущее становится в определённом смысле предуготовленным тем прошлым, которое обусловливает настоящее, а значит, поворот к тому или иному будущему.
Чистая психология исключает всё это. Она говорит о проживании текущего, о моменте, отношение к которому можно и нужно менять. Она пересматривает прошлое, словно оно всё — настоящее. Но опыт создан не в одно мгновение, он есть результат долгого осмысления, последовательнго прохождения человеком «всего себя» через новое. Каждое мгновение этот «весь Я» изменялся, добавляя и проживая дальше с уже добавленным. Может быть, здесь правомочно применить термин «герменевтика субъекта». Герменевтика — параллельное взаимообусловленное изменение двух участвующих сторон, обе в зависимости от проявлений друг друга.
Человек в культуре имеет глубину. Он двухмерен. Психология говорит о человеке вне измерений, о человеке живом, одушевлённом, но словно без личности, без Я. Человеке, который универсален, по которому можно мерить всех и не ошибиться, который будет отвечать на манипулятивные действия, на интервенции; который будет давать статистическую достоверность.
Двухмерный человек — реальный человек. Со своим опытом, словно заботливо собранным из всего, что имело значение, определявшееся уже собранным ранее. Прошлое двухмерного человека — его живой организм, организм его Я. Пути проживания событий дня нынешнего определены опытом. Даже болезни, болезни физические, определены опытом. Как и сама Судьба.
Психология — учение о душе.
Она соединяет социального человека с его телом, словно дверной проём из дома на улицу.
Его как бы не существует, но без него нет соединения жизни тела с жизнью культуры. Психологии нет, потому что любая попытка уйти дальше обозначения психических процессов приводит или к пространству культуры, или к биологическому телу. Психология как наука невозможна без соотнесения с предметом — с тем, что обеспечивает её процессы (тело) и тем, что наполняет их (культура). Можно теоретически говорить об эмоции в чистом виде, но как только начинаешь её изучать, практиковать работу с ней, упираешься или в лимбическую систему мозга, или в социальные индукторы эмоции. Можно говорить о памяти в чистом виде, но память основана на связях нейронов, а содержит в себе символы воспринятого мира. То же об интеллекте, поведении, мотивах и других элементах.
До тех пор, пока человек продолжает быть предметом психологии, он не ответственен за свою жизнь и не может рассчитывать на отношение самой жизни к себе такое, какое бы он хотел: уважение, поддержка, помощь, развитие. Пока человек движется по пути, чьи повороты определяются его высшей нервной деятельностью, а не осознанным использованием культуры как накопленного людьми знания, он всего лишь высокоразвитое животное. А значит, он принадлежит естественному отбору, пусть и многократно усложнённому благодаря плодам интеллектуального труда поколений.