ВЫПУСК 28(ОКТЯБРЬ) 2017

Забота о Себе

Герменевтика здоровья
Этой статьёй я бы хотел (наконец) обратиться к Мишелю Фуко, чью формулу использую в названии журнала «Технологии Себя». Отчасти меня беспокоит нездоровое стремление «присвоить» имя Фуко той области культуры и культурологии, которая связана с сексуальностью, а точнее, со статистическим меньшинством её.
Квир-исследования и ЛГБТ-сообщество активно включают имя Фуко в свои дискурсы, словно кроме антипсихиатрии и истории удовольствий он ничего и не оставил после себя. Факт, что Фуко умер от СПИДа, также делает его фигуру знаковой для этой субкультуры.
Хижину протопить дешевле, чем дворец
Главное противоречие (и проблема) здесь состоит в том, что люди, выпячивающие своё отличие, придают этому отличию всеобъемлющее значение. Идентичность строится вокруг сексуальности, а, между тем, человек — гораздо больше, чем его сексуальность. Соединять своё стремление отстоять предпочитаемые способы самопрезентации, гендерной идентичности и полового сношения через философию Фуко — всё равно что доказывать, что хижина и дворец суть одно и то же, ведь созданы для проживания внутри. Да, конечно, созданы. Но для того и существует вселенная Культуры, чтобы человек мог жить во дворце — дворце своего Я. На практике же многие довольствуются хижиной, ведь её и построить, и протопить гораздо дешевле.
Принцип заботы о себе был основополагающим в психологии (если можно применять слово «психология») десять столетий, в языческой Древней Греции, в Риме, с V века до н.э. по V век н.э. пока на смену ему не пришёл принцип «познай себя», ставший центральным в психологии христианства. Сократ, имя которого входит в предмет Философия первого курса любого вуза, что вызывает глуповатую улыбку при упоминании имени и уничтожает на всю жизнь интерес к философии вообще, был первым из известных людей, поставивших вопрос об обращении человека с самому себе.
Чтобы понять «заботу о себе», нужно, прежде всего, понять, что такое это «себе».
Кто таков Я, о котором я же сам должен позаботиться. И зачем.
Заботясь о себе, я делаю возможным становление себя как субъекта — активного участника процесса созидания себя, своего Я, своей личности. Не будучи субъектом самому себе, я принадлежу другим. Они манипулируют мной явно и неявно; если мне повезло, результат манипуляции позволяет не умереть с голоду и дожить до благополучной старости, если не повезло, жизнь стекает в канализацию.
Проявляя заботу о Себе (речь не о чистке зубов после еды), я беру ответственность за себя. Определяя свою жизнь, я несу груз любого её поворота на своих плечах.
Но в реальности до ответственности далеко. Вначале нужно научиться искать того Себя, к которому затем учиться проявлять заботу.
В свете современных данных медицинских наук можно говорить о том, что «забота о себе» есть ключевое понятие здоровья.
Без неё не может быть здоровья телесного — соматического. Речь, опять же, не о чистке зубов и даже не о фитнесе или правильном питании. Забота о себе — умение относиться к себе и к окружающим нужным образом, умение испытывать нужные, конструктивные эмоции, умение управлять своими желаниями, не подавляя, но органично создавая их.
Для современной культуры (всё ещё христианской) такой принцип может звучать эгоистически. Забота о других — вот добродетель человека во все времена христианской этики.
О себе заботиться неприлично.
Но как можно заботиться о других, не заботясь о себе? Кто тогда останется? «Светить другим, сгорая» — добродетель, дающая возможность попасть в рай. Не жалеть самого себя, не думать о себе ничтожном, но жить ради других. Этот жертвенный идеал, хотя мало кому становится посильным, стоит в центре культуры. Ему есть своё объяснение, растущее из аскезы христианских монахов. А Николай Бердяев упоминал «монашество в миру» — жизнь вне официальной церкви, но жизнь-служение.
Забота о себе — это не монашество и не жертвенность.
Этический вопрос встаёт тогда, когда появляется «зачем?» — ради чего нужно заботиться о себе. Очевидно, ради того, чтобы быть в оптимальном состоянии: телесном, психическом, духовном. Будучи субъектом самому себе, можно быть в полной мере активным производителем своей жизни. Какая будет эта жизнь, что в ней будет сделано, лежит несколько в стороне от самой «заботы о себе», хотя и связано существенно.
Добившись субъектности Себя, ответ на вопрос «зачем» снимется автоматически.
Духовный уровень — ключевой в принципе «Заботы о себе». Принцип предполагает перенос точки фокуса внимания с внешнего мира на себя, упражнение и размышление, особый способ поведения и ведения дел, отношений с другими. К нему добавляются специальные практики, одна из которых столь популярная сегодня медитация.
Истина есть проживание мира, реальности, которое свободно от иллюзий и симулякров
Духовность — принцип познания истины. Истина открывается в долгой работе над собой и создаёт субъекта. Быть субъектом себе самому можно, добравшись до Истины.
Очевидно, что Истина — не просто некое знание правды. Ведь правды нет, и всё относительно. Истина есть проживание мира, реальности, которое свободно от иллюзий и симулякров. Когда ты свободно движешься сквозь время, идёшь по жизни, а происходящие события занимают ровно то место, что и должны, и ты сам чувствуешь тонкую логику мироздания за ними — это познание Истины, и это есть та субъектность, ради которой веками создавались технологии Себя.
Безусловно, всё это имеет прямое отношение к медицине, ибо медицина — тот способ отношения к другому, который позволяет через заботу о нём помочь приблизиться к субъекту Себя, а значит, полному здоровью.
Многочисленные соматопсихические взаимосвязи, открываемые каждый день в медицинской науке, позволяют быть уверенным в том, что именно забота о себе, или определённого рода «психологическая работа», даёт возможность консолидировать Себя, создавать здоровым своё тело, что есть обязательный фактор здорового Я. Всё вместе, позитивно здоровое, может узнать и истину, в стремлении к которой тысячелетиями люди истязали себя, пытаясь познать. Сегодня практикующие психологи, в большинстве, заняты познанием себя. Но как можно познать себя, если у себя нет этого Себя? Вначале следует проявить заботу, создав уникального, неповторимого субъекта, Я, из культуры и в культуре. Поселиться во дворце, а затем уже познавать, если останется необходимость.
Вот такая герменевтика...