выпуск 1(1) 2016

Тройственная природа человека

Лишь в объединении биологии, психологии и культуры
можно по-настоящему изучать человека
Люди любят цифру три. Идея тройственности гнездится где-то в самом основании устройства человека. Пример тому хотя бы библейская Троица.
Себя самого человек также поделил на три части: тело, душу и дух.
Сегодня, на базе богатейшего научного знания, такое деление актуально как никогда. Есть науки, изучающие Тело — человека-растение — науки о жизни. Физика, химия, биология, и с ними гистология, анатомия, патология дают Медицину. Ту самую, которая лечит нас таблетками, хирургическими и физиотерапевтическими методами. «Биомедицина» рассматривает человека как химическую лабораторию, находящуюся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Поддержание стабильности и возможность размножения — главные критерии нормально функционирующего биологического человека.
На основе тела, его живых проявлений, души, базируется психология — наука о душе. Она изучает человека-животное в его эмоциях, памяти, мотивации, инстинктах. Любого человека можно разобрать до психологических составляющих, которые определят его универсально, объяснив поведение и дав ключи к изменению. Психология ничего не знает об устройстве культуры. Человек для неё — механизм взаимодействия в обществе. Не так важно, о чём взаимодействие, как важно, что происходит с движением души в таком взаимодействии.
В этом универсальность и ограниченность психологии.
Человек един в своей биологии, психологии и культуре. Только так можно охватить его во всей сложности.
Дух изучают науки о культуре. Эта область наиболее подвижна и неоднозначна. Культурология, социология, философия и другие комплексы знания вместе смотрят на человека как на существо способное к символизации. Всё, что воспринимается нами, становится частью нашего Я в форме символа. В виде символов мы воспринимаем природу, других людей и результаты их действий, и наша духовная деятельность состоит в проживании этого множества символов и выражении своего мира посредством символов, которые будут восприняты другими.
Человек един в своей биологии, психологии и культуре. Только так можно охватить его во всей сложности. Тело — носитель нашего Я в материальном мире. Не было бы ничего, если бы не было тела. Оно определяет биологическую основу души — психического, которое с другой стороны формируется культурой. Культура же создаётся многообразием действующих друг на друга и на мир Я, обусловленных своим телом и своей душой. Всё это находится в непрерывном взаимодействии. Искусственное выделение чего-то одного всегда ограниченно, и лишь связано с дефицитом инструментов для полноценного, научного, изучения.

Культура влияет на тело посредством переживания символов.
Стресс, например, есть физиологическая реакция на опасность. Что опасно, а что нет, человек определяет символически: кто-то боится летать на самолёте, кто-то нет; одни волнуются при сдаче экзамена, а другие спокойны. Чтобы тело находилось в здоровом функционировании важно переживать адекватно и конструктивно то, что происходит. Но само же тело может мешать этому. Потому что мозг, носитель разума и сознания, есть часть тела. На его работу влияют гормоны, медиаторы воспаления, интоксикация, нехватка кислорода, колебания уровня глюкозы и тысячи других факторов. При неправильной работе тело портит работу культурного Я человека, искажает его. И наоборот, неправильное функционирование в культуре, в социуме, ведёт к переживанию негативных эмоций вплоть до депрессивных состояний, к хроническому стрессу, которые разрушают тело вплоть до развития тяжёлых заболеваний.

Человек тройственен. Только так можно понять его, понять Себя. И двигаться к лучшему Себе в своём лучшем биологическом теле, оптимальном душевном и полноценном культурном — духовном — существе.
Технологии Себя рассматривают человека именно так.