ВЫПУСК 6(6) 2016

Об элитах

Общество, существующее по законам самоорганизации, повторяет природные законы, словно в нём и нет человека.
Слово "элита" происходит от понятия избранности, отобранности (eligere). В своих древнегреческих корнях оно относится также к чтению (ex- + -ligere, от legere – читать) и отчасти отражает оттенок подразумеваемой избранности. Умение взаимодействовать с символическим, с текстом, – то, что отличает человека от животного, – основное качество в понятии элиты.
В Средние века "элитный" был избранным Богом.
Сегодня кого только нет элитного. Чтобы поставить более высокую цену, к товару или услуге добавляется это слово, и кажется, что оно скорее обозначает сумму, чем реальную отобранность.
Элитным может быть щенок, конь, сорт растения. Во всех этих случаях "избранность" предполагает большой объём работы, затрат усилий для достижения уникальных качеств. Элитные сорта растений выводятся для высокой урожайности или устойчивости к внешним условиям. Элитные скакуны выносливы и быстры. Элитные щенки вырастают в красивых и легко дрессируемых псов. Все эти состояния предполагают серьёзный объём культуры, то есть человеческого участия, приложенного к их созданию.
Элитность как понятие по своей истории, как существующее в живом языке понятие в своей сути несёт отличие по степени затраченных символических, интеллектуальных усилий – того, что невозможно в природе. Физические врождённые показатели не делают элитным. Так же не делают элитным свойственные от природы качества. Самую красивую бабочку или орхидею не назовут элитной, если она такова в своей естественной среде, сама такая получилась. Только если её путём селекции получили люди, станет она элитной.
Что такое элита сегодня? Пожалуй, только "избранность" осталась концептом, входящим в это понятие: отличающийся от других по какому-то признаку, назначенному в соответствующем контексте. Главная задача элитности – обосновать высокую цену. В принципе, она и стала синонимом более высокой цены. Не цены – ценника.
Главная задача элитности – обосновать высокую цену. Не цену – ценник.
Про "элитарность" говорить нет нужды. Не считая просто неправильного употребления этого слова, даже уместное его использование предполагает капиталовложения. Элитарный – предназначенный для элиты. Чтобы иметь принадлежность к элитарному, а значит, стать самому элитным, нужно просто заплатить. Попивая элитарный алкоголь из элитарного бокала в элитарном ночном клубе, человек окунается в негу чувства собственной избранности... Подмена результатом пути его достижения, престижное потребление атрибутов кого-то, кем тебе стать самому не суждено, ведёт к непрерывному поиску своей идентичности там, где её не найти. Оттого так много элитных людей на элитных тачках или с элитными аксессуарами, ведущих себя как животные: без ограничений, без самоконтроля, без учёта интересов окружающих. Ведь для всего этого нужно ментальное пространство, позволяющее смотреть на себя со стороны. Его нет либо по физиологическим причинам (недостаточный интеллект), либо по причинам невротическим. Первое предполагает, что человек просто глуп, второе – что у него тяжёлое личностное неравновесие, приводящее к разбалансировке поведенческой активности. Имея дорогую машину и одеваясь в бутиках на Большой Дмитровке, человек глубоко болен душевно и маскирует эту болезнь гримом социальности, высокого положения в социуме.
Эффективность такой маскировки отражает болезненность самого общества.
Если можно от кого-то спрятать своё девиантное психическое состояние (или даже патологическое психическое развитие) за одеждой и предметами потребления, значит, смыслы, порождаемые такой маскировкой, созвучны ценностям "аудитории".
"Элитный" сегодня далёк от своего источника – развитой способности к восприятию и переработке символической информации, сложной, относящейся ко "второй сигнальной системе", по Павлову. Сегодня элитный скорее особо выкрашенный природный организм вроде самца павлина или райской птицы. Он выведен без приложения интеллектуальных усилий, природой. Ведь общество, существующее по законам самоорганизации, повторяет природные законы, словно в нём и нет человека.