ВЫПУСК 37(ОКТЯБРЬ) 2018

Эпоха боке

Мышиная возня смартфонов
Статусность, цена, стоимость, привилегированность, престижность имеют свои знаки, декодирование которых позволяет безошибочно приписать рассматриваемый предмет к тому или иному уровню потребления. Визуальная семиотика – важнейшая; другие – звук и музыка, подбор слов, аромат – немного сложнее и требуют подготовки. Визуальное сообщение – для всех, остальные типы сообщений – для более или менее избранных.
«Премиальный» статус никогда не бывает ярким и кричащим, как жёлтая пресса, журналы о звёздах. Премиальный обычно сдержан, в нём мало текста, много свободного пространства, без деталей, занятого лишь текстурой; его цветовая гамма включает всего несколько оттенков, близких по цвету или насыщенности.
А ещё высокий статус, высокую стоимость и престиж подчёркивает фотография с выраженным боке.
Размытие заднего фона настолько важно для подчёркивания более высокого уровня фотографии, что его делают искусственно – на снимках, которые не могут иметь такого эффекта в принципе, по законам физики. Программным способом сюжет отделяется от фона, фон размывается.
Подделывать высокий статус теперь можно даже на свалке – главное, размыть фон.
Эффект боке проник из профессиональной фотографии. Профессиональной – значит, что люди, её творящие, обладают специальными навыками, опытом, а также техникой. Лучшая профессиональная техника – самая дорогая, потому что в неё вложен максимум человекочасов труда в стремлении человека к совершенству. Максимально прозрачные линзы объектива и большая плёнка (теперь – матрица) дают тот идеальный эффект боке, который отличает профессиональную и суперпрофессиональную съёмку от обывательской. Ведь вы не станете платить свадебному фотографу, если он придёт к вам со смартфоном? Даже с XS Max.
Снятые с боке кадры эстетичны. Они не пестрят деталями, но имеют акцент, обрамлённый размытым фоном. Само по себе размытие – словно актёр второго плана. Иногда оно «создаёт» весь кадр подобно Раневской в кино. Но как минимум оно дополняет визуальное сообщение, наполняет, определяет его проживание.
Эпоха подделки продолжается. Не зная зачем, люди стремятся обладать похожими на «топовые» вещами, тянутся к недоступному, пытаются воплотить невозможное и управлять неподвластным.
Сравнение фотокамер смартфонов – целый отдельный дискурс. Сколько копий (от копьё) поломано, чтобы выявить, в каком смартфоне – Samsung, iPhone, а может, китайский клон? – меньше шумов в темноте и резче картинка.
Ваш смартфон может снимать 60 кадров в секунду видео 4k? Нет? Это не комильфо...
Профессиональный фотограф или оператор лишь горько усмехнётся. С той матрицей с ноготок мизинца, о каком качестве фото может идти речь? Какие 4К?! LOL. Всё, что нужно от такой камеры – максимум качества для экрана устройства, в который она встроена. Всё остальное – лишь симуляция, детская игра, колосс на глиняных ногах.
За физическими атрибутами как всегда теряется человек. Тот человек, который выбирает кадр, который строит его как минимум по законам визуального восприятия, который вкладывает визуальное сообщение и даже имплицитные смыслы... Такое сообщение могло бы быть сделано на простую фотоплёнку. Полароиды Тарковского на порядок менее чёткие, чем инстаграмы сегодня; в них нет боке, ни реального, ни добавленного. Но как они говорят, как много можно узнать у них!
Мышиная возня в попытках подделать настоящее разрушает. Она пожирает время, она поглощает развитие. Фактически, она стала ещё одним механизмом социального отбора – человеческого способа производить отбор естественный.